Сообщение:#133 Erlang » Чт 27 ноя, 2008 03:20 »
MVNO: Бизнес на двоих
24.11.2008, "Ведомости"
Научно-технический совет (НТС) при Минкомсвязи подготовил проект приказа о выдаче лицензий виртуальным сотовым операторам.
Проект приказа одобрен на секции НТС в прошлую пятницу, сообщило Минкомсвязи, в ближайшее время он поступит к министру Игорю Щеголеву. Виртуальные операторы (Mobile Virtual Network Operator, MVNO) давно работают в некоторых западных странах (см. врез). Виртуальные они потому, что оказывают услуги, используя частоты и номера других, базовых, операторов. Чтобы получить лицензию, соискателю придется прежде согласовать с базовым оператором схему построения сети, сообщило министерство.
За рубежом
*
240 виртуальных операторов действовало в мире в конце 2006 г., по данным CTI. В частности, такие проекты запустили в конце 1990-х – начале 2000-х гг. Virgin Mobile (в Великобритании, США и Австралии), Auchan и Tele2 (во Франции).
*
20% такого уровня, по оценке CTI, достигала доля MVNO в суммарном доходе рынка мобильной связи некоторых стран Европы в 2006 г. Как правило, эти операторы предлагают нишевые услуги для узких групп абонентов.
Наибольший эффект модель MVNO может принести при развитии сетей мобильной связи третьего поколения (3G), считает президент Ассоциации региональных операторов связи — председатель правления Tele2 в России Юрий Домбровский. По его словам, ассоциация нашла инвесторов, готовых вложиться в строительство общероссийской сети 3G, использовать которую в «виртуальном» режиме смогут несколько операторов в каждом регионе.
МТС запустила 3G-услуги только в конце весны и еще не решила, требуется ли ей помощь в их продаже, говорит ее пресс-секретарь Ирина Осадчая. «Вымпелком» в среднесрочной перспективе не планирует партнерств с MVNO: избыточных ресурсов у него нет, говорит его представитель Екатерина Осадчая.
В России несколько лет работали опытные зоны MVNO. В частности, «Евросеть» с 2007 г. сотрудничает с поволжским оператором СМАРТС. С марта по декабрь 2007 г. «Евросеть» продала 9500 sim-карт, а выручка от проекта составила менее $80 000, рассказывал в январе 2008 г. ее тогдашний президент Алексей Чуйкин. Сейчас у «Евросети» по-прежнему несколько тысяч абонентов, говорит ее пресс-секретарь Наталья Аристова; компания довольна результатом, хотя сейчас проект активно не развивается. Для обоих партнеров он оказался безубыточным, но масштабы его были скромными, добавляет гендиректор СМАРТС Андрей Гирев. Не имея ни билинга, ни оборудования, «Евросеть» даже в тарифах зависела от СМАРТС, объясняет он. Обращаться ли за лицензией, «Евросеть» решит после выхода приказа и консультаций с акционерами, говорит Аристова. Вопрос будет обсуждаться, обещает Осадчая из «Вымпелкома» (49,9% «Евросети»).
Возможность создания виртуального оператора потенциально интересна Х5 Retail Group (владеет сетями «Пятерочка» и «Перекресток»), говорит ее директор по связям с инвесторами Анна Карева: «Мировой опыт показывает, что под брендами ведущих розничных сетей создаются очень успешные проекты МVNO; примеры — Tesco, Carrefour и Aldi». Именно такие модели MVNO и будут развиваться в России, уверен директор по развитию «Коминфо консалтинг» Евгений Соломатин. Компании начнут продавать услуги связи не для того, чтобы дополнительно заработать, а чтобы повысить лояльность клиентов, считает он: в условиях кризиса это критично.
© Игорь Цуканов, Тимофей Дзядко, "Ведомости"
MVNO: Виртуальные операторы стали реальнее
24.11.2008, "КоммерсантЪ"
Минкомсвязи определило условия их лицензирования
В пятницу научно-технический совет при Министерстве связи и массовых коммуникаций РФ определил условия лицензирования операторов виртуальной сотовой связи (арендуют инфраструктуру для оказания услуг связи под собственной торговой маркой). Эту услугу готовы развивать многие компании, включая «Евросеть» и X5 Retail Group.
В пятницу научно-технический совет при Министерстве связи и массовых коммуникаций РФ (Минкомсвязи) одобрил проект приказа «Об особенностях лицензирования деятельности по оказанию услуг подвижной радиотелефонной связи», который на следующей неделе должен подписать глава министерства Игорь Щеголев. В приказе прописаны требования к компаниям, желающим получить лицензию виртуального сотового оператора — MVNO. Таким компаниям необходимо будет предоставить в лицензирующий орган схему построения сети, согласованную с операторами, на чьих сетях намерен работать соискатель. Кроме того, как рассказали представители компаний, участвующих в обсуждении приказа, MVNO необходимо будет организовать собственную систему коммутации, биллинг и т. д.
Акционер европейского MVNO «Effortel-Европа» Михаил Сусов (входит в научно-технический совет при Минкомсвязи) считает, что для входа на рынок MVNO потребуются «серьезные капзатраты»: мультисервисная платформа примерно на 1 млн абонентов обойдется в ?6–8 млн, а расходы на коммутацию — в $20–70 в пересчете на одного клиента.
MVNO — операторы, которые продают услуги мобильной связи под своей торговой маркой, не обладая при этом собственной сетью и используя сеть так называемого хост-оператора. Как правило, они ориентированы на работу с узкими сегментами рынка, например отдельной национальной диаспорой, представителями нетрадиционной сексуальной ориентации, клиентами другого своего бизнеса и т. д. Первые подобные операторы появились в Западной Европе и США в 1999–2000 годах. По прогнозу аналитиков, к 2009 году MVNO в мире будут обслуживать более 320 млн абонентов. В европейских странах доля MVNO составляет около 20% сотового рынка.
В России интерес к созданию MVNO проявляли крупные торговые сети, промышленные предприятия, банки, страховые компании, контент-провайдеры, а также региональные операторы, которые по такой схеме могли начать предоставлять услуги в новых для себя регионах. С 2005 года модель MVNO тестировали компании «Народный мобильный телефон» и «Евросеть». Последняя в начале 2007 года объявила о запуске виртуального оператора на базе сети сотового оператора СМАРТС. Но этот проект с тех пор почти не развивался, говорит пресс-секретарь «Евросети» Наталья Аристова, потому что ритейлеру «не на что было опереться (из-за отсутствия законодательной базы.— “Ъ”) ни в отношениях с оператором-арендодателем, ни в отношениях с виртуальными абонентами». Сейчас число этих абонентов — «всего несколько тысяч», добавила она.
Вчера президент Ассоциации региональных операторов связи (АРОС) Юрий Домбровский подтвердил, что создание MVNO интересно многим региональным операторам сотовой связи. Интерес к созданию MVNO подтвердила и директор по связям с инвесторами X5 Retail Group N.V. (продуктовые сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель» и др.) Анна Карева. Заинтересована в развитии услуг MVNO и «Евросеть». По мнению ее вице-президента по информационным технологиям Германа Романова, схема, которая прописана в проекте приказа, наиболее перспективна: «Чем больше звеньев цепочки ты контролируешь, тем более эффективен с точки зрения услуг и доходов».
По оценке господина Сусова, первые лицензированные виртуальные операторы могут заработать в России до конца 2009 года. Впрочем, успех и количество MVNO будет зависеть от реакции «большой тройки», отмечает он. Ранее представители МТС, «Вымпелкома» и «МегаФона» заявляли, что у них нет свободных емкостей, которые они могли бы отдавать в аренду MVNO. Вчера в компаниях не стали комментировать проект приказа, но повторили, что свободными мощностями по-прежнему не обладают. По мнению аналитика iKS-Consulting Максима Савватина, операторы будут заинтересованы в привлечении MVNO, когда построят основную часть 3G-сетей. «Они смогут быстрее окупить затраты на строительство этих сетей, поскольку виртуальный партнер будет приносить им стабильный доход, арендуя большие объемы трафика»,— пояснил эксперт.
© Анна Балашова, "КоммерсантЪ"