Строитель-Енисей 2009-19
В Санкт-Петрбурге прошла конференция «Реализация саморегулирования в строительном комплексе Санкт-Петербурга и Ленинградской области». Участники конференции высказали озабоченность появлением на рынке большого числа некоммерческих партнерств, не имеющих отношения к деятельности в области строительства, а также НП, не пожелавших присоединиться к Меморандуму «О взаимопонимании и сотрудничестве строительных объединений по реализации саморегулирования в строительном комплексе», и прогнозируют непредсказуемое исчезновение подобных организаций, что может явиться причиной появления обманутых строителей.
По словам вице-президента НП «Объединение строителей Петербурга» Алексея Белоусова, в городе на получение статуса СРО претендуют более 40 сформированных НП.
Он напомнил, что получение статуса СРО требует, чтобы в состав строительного НП вошли не менее 100 членов. Это притом что в Петербурге существует около тысячи строительных компаний. По утверждению Белоусова, большая часть претендентов в СРО – это союз так называемых организаций-однодневок, которые формируются по следующим мотивам:
— с целью проведения кратковременных финансовых операций;
— для сбора, а затем хищения средств компенсационного фонда СРО;
— с целью продавать готовые фирмы;
— с целью отмывать деньги через строительные подряды.
Основными отличительными признаками сомнительных НП, по мнению Белоусова, нужно считать:
— минимальные требования к претендентам на членство
— несоответствие условиям и требованиям, установленным законодательством;
— минимальный вступительный, а также ежемесячный взнос;
— минимальное страховое покрытие рисков;
— широкая рекламная кампания.
«Мои прогнозы относительно возникновения многочисленных СРО не оправдались», — признался директор СРО «Союзпетрострой-Стандарт» Евгений Каплан. Новый прогноз эксперта — в России будет зарегистрировано не более 30 СРО. «Я был неправ в отношении возникновения СРО-однодневок. Ростехнадзор занял очень жесткую позицию, проявив те самые ростки строгого госрегулирования, о которых мы все так много спорили», — сказал он.
По словам Каплана, такая позиция Ростехнадзора направлена на ограничение числа СРО потому, что ведомство в дальнейшем намерено контролировать их с помощью выездных проверок.
Вторым не менее существенным препятствием для возникновения множества СРО, по мнению Каплана, является необходимость внесения 30-33 млн. рублей в компенсационный фонд: «Поэтому о возникновении СРО реставраторов, оконщиков или иных узкоспециальных СРО речи уже не идет».
В то же время он предложил собственный подход к классификации СРО, поделив их на три типа. Во-первых, это «коммерческие СРО лицензионного типа». Такие организации будут создаваться под эгидой уже известных брендов профессиональных объединений строителей. Это будут большие федеральные структуры общероссийского масштаба, которые будут стремиться сделать своими членами по 5-7 тысяч компаний в разных регионах. Реальными проблемами саморегулирования такие организации заниматься не будут, так как для этого необходимо проводить по 2 тысячи плановых и 3 тысячи внеплановых проверок в год.
Ко второй категории СРО Каплан отнес организации «административно-командного типа», ядро которых должны составить наиболее крупные региональные компании, а «массовку» — их подрядчики и субподрядчики, вынужденные заниматься не столько саморегулированием, сколько «обслуживанием интересов своего генералитета». Все решения в таких организациях будут сосредоточены в руках «верхушки» СРО, у которой по закону имеется множество кнутов и ни одного пряника, — предрекает он. По словам Каплана, директора таких СРО будут получать миллионные зарплаты, в то время как остальной персонал будет пытаться компенсировать низкий уровень заработка с помощью коррупционной составляющей.
Учитывая, что российский «рынок саморегулирования» в строительстве имеет потенциальную емкость на уровне порядка 2 млрд. руб. в год, ежемесячная прибыль крупных, но «ненастоящих» СРО, поступающая в качестве вступительных и членских взносов, может составлять, по подсчетам Каплана, от 5 до 20 млн. руб.
Заниматься саморегулированием по существу будут «настоящие – флагманские, брендовые» СРО, которые «в столь трудные времена решили бороться за безопасность строительства».
Говоря о возглавляемой им СРО, он пообещал, что помимо проведения одной плановой и одной внеплановой проверки в день «Союзпетрострой-Стандарт» возьмет на себя обязательства по разработке антикризисных программ, сертификации тех видов деятельности, которые не вошли в перечень работ, требующих допусков, а кроме того, будет разбирать все претензии к членам СРО и отстаивать их интересы во взаимоотношениях с потребителями, участниками рынка и властями.