Особенности GSM-RТехнология GSM-R построена на базе GSM, фаза 2+, однако она имеет ряд своих специфических особенностей. И первым отличием является частотный диапазон. Так, для технологии GSM-R был выделен собственный частотный диапазон: 874-880 МГц по направлению вверх и 921-925 МГц по направлению вниз (рис. 1). Из рисунка видно, что полоса, выделяемая под нужды GSM-R, невелика — всего 4 МГц, поэтому выделение частот для каждой отдельной железнодорожной службы должно быть сведено к минимуму, а повторное использование частот будет применяться с максимальной эффективностью.
GSM-R в России и в миреХотя технология GSM-R еще сравнительно молода и только набирает обороты, у нее уже сформировался свой рынок, многие компании предлагают оборудование для данного стандарта. Среди них и Siemens, которая в 1998-м году заключила первый контракт на поставку оборудования, а к 2000 году завершила проект внедрения GSM-R. Позднее на базе оборудования Siemens были построены крупные GSM-R сети в Италии, Швейцарии, Бельгии, Финляндии, Норвегии, Испании, Индии и других странах. Всего 15 коммерческих проектов и 6 тестовых зон. В России работы по переходу на унифицированную цифровую связь применительно к железным дорогам до недавнего времени велись на уровне пилотных систем и опытных зон. В отличие от Европы окончательный выбор в пользу той или иной системы в нашей стране до сих пор не сделан, хотя еще в 2000 — 2001 годах некоторые представители МПС заявляли о том, что вероятнее всего чаша весов склонится в пользу GSM-R.
В 2001 году был создан опытный участок в районе Екатеринбург — Камышлов протяженностью 153 км. Были развернуты сети с поддержкой двух стандартов: GSM-R и TETRA. Поставщиками оборудования выступили Siemens (GSM-R) и Rode & Schwarz (TETRA). Проанализировав результаты проведенных испытаний, российские технические эксперты пришли к выводу, что обе системы имеют право на жизнь и у каждой есть свои преимущества и недостатки. Если говорить об экономике, то масштабное решение на базе TETRA может оказаться более затратным, нежели развертывание системы GSM-R. Отрадным является и тот факт, что долгожданный проект по развертыванию полномасштабной коммерческой сети GSM-R на базе оборудования Siemens в Калининградской области вступил в финальную стадию. В данный момент идет строительство фрагмента сети на участке Нестеров — Калининград — Балтийск протяженностью 195 км. На участке ведется монтаж 16 базовых станций, коммутатора подвижной связи и другого необходимого оборудования.
Однако развитию технологии GSM-R в России мешает одно существенное препятствие — получение частотного диапазона. Как известно, в нашей стране существуют большие проблемы с нехваткой частот в диапазоне 900 МГц. Большинство частот занято операторами общественной связи, ряд частот выделен под различные системы навигации, ряд под военные системы, а некоторые просто зарезервированы. Поэтому пока для GSM-R частот нет.
Большие надежды возлагаются на проект по гармонизации частот с Европой, о котором уже давно говорят в Министерстве связи и информатизации РФ. Поиск решений по данному вопросу ведется, но пока нет никакого конкретного результата. К какой технологии радиосвязи склонится чаша весов, каков будет окончательный выбор пока не совсем ясно, но для успешного взаимодействия с европейскими службами российским железнодорожникам, вероятно, рано или поздно придется задуматься над тем или иным вариантом реализации GSM-R. Ведь помимо большинства стран Европы, которые или уже ввели в эксплуатацию, или в ближайшем времени планируют строительство сети GSM-R, интерес к данной технологии испытывают и наши ближайшие соседи из стран СНГ.
http://www.communications.siemens.ru/de ... artID=2786