Особенности национальной сертификации

Обсуждение вопросов и тонкостей сертификации технических средств, аппаратно-программных комплексов и услуг отрасли Связь (ССС).
Работ по обязательному подтверждению соответствия средств связи и получению деклараций соответствия.
Поиск Сертификатов и Деклараций.
Erlang
Автор
 
Сообщения:
46039
Изображения: 67
Зарегистрирован:
11 июл 2003
Откуда:
Москва

Благодарил (а): 1459 раз.
Поблагодарили: 641 раз.

Особенности национальной сертификации

Сообщение:#1  Сообщение Erlang » Вт 18 май, 2004 16:30 »

Особенности национальной сертификации

Антон Богатов (Независимый консультант)

"Интересное явление: абсурд как средство коммуникаций".
Станислав Ежи Лец "Непричесанные мысли"

Немного найдется аспектов инфокоммуникационного бизнеса в России, порождающих столько противоречивых суждений, мифов, иногда принимающих какие-то химерические формы. Вместе с тем именно сертификация является, наверное, самым мощным и всеобъемлющим инструментом технического регулирования, который затрагивает интересы не только операторов связи, но и всех без исключения абонентов.

В самом деле, сертификации подлежит как операторское, так и абонентское оборудование, а знаки соответствия многие используют в качестве доказательства его высокого качества и технологической пригодности. Но, к сожалению, очень редко можно встретить специалиста в области инфокоммуникаций, отчетливо понимающего цели и принципы сертификации.



Что такое сертификация?
Слово "сертификация" происходит от английского глагола "to certify" – удостоверять, ручаться, заверять и, таким образом, означает процедуру удостоверения какого-либо факта, результатом которой является документальное подтверждение – сертификат. В международной практике встречаются самые разные сертификаты, есть, например, так называемые certificate of origin, удостоверяющие страну происхождения товара. Однако наиболее распространенным их видом являются сертификаты соответствия.

Сертификат соответствия – это документ, подтверждающий, что предмет сертификации соответствует указанным в нем требованиям. Разумеется, такой сертификат обязательно должен содержать как минимум следующую информацию:

наименование и иные идентификационные признаки изделия (модель, марка и т.д.);
наименование производителя изделия;
наименование лица, оформляющего данный сертификат, поскольку сертификацию далеко не всегда осуществляет производитель изделия;
перечисление требований, соответствие которым удостоверяет данный сертификат.
Таким образом, сертификация есть процедура, подтверждающая соответствие изделия установленным требованиям или параметрам. По сути дела речь идет о тестовых испытаниях предмета сертификации с выдачей официального заключения. Сертификационные испытания должны осуществляться независимой от субъектов сертификации испытательной лабораторией (ИЛ). Следует отличать сертификацию от различного рода экспертиз, приемочных и инвентаризационных комиссий, результаты которых относимы исключительно к данному изделию при конкретных обстоятельствах. В частности, некоторые операторы связи напрасно называют сертификацией процедуру приемки в эксплуатацию сооружений связи согласно приказу Минсвязи РФ № 113 от 09.09.2002 г. Акт приемки по форме КС-14 фактически представляет собой заключение приемочной комиссии, но никак не является сертификатом соответствия и подтверждает лишь то, что данный объект соответствует проекту, договору с подрядчиком и основным нормативно-техническим документам.
На основании заключения ИЛ по результатам испытаний заявитель получает официальный документ – сертификат соответствия. На Западе их обычно выдают аккредитованные ИЛ, в России же эту миссию как правило выполняет непосредственно орган исполнительной власти, на который возложена обязанность органа сертификации.

С юридической точки зрения держатель сертификата (лицо, которому выдан сертификат соответствия) есть субъект сертификации, а требования, соответствие которым подтверждает данный сертификат, являются объектом сертификации. При этом не следует путать объект сертификации (обязательные требования к изделию) и предмет сертификата – само изделие. Надо сказать, что сертификат чаще всего оформляется не на одно изделие, а на партию или вообще на неограниченное количество изделий данного вида при условии, что субъект сертификации способен обеспечить идентичность выпускаемых изделий.

Обычно выделяют три основных вида сертификатов соответствия.

Сертификат типа. Такой документ удостоверяет, что тип оборудования соответствует классификационным признакам, установленным органом стандартизации для изделий такого типа. Иными словами, подтверждается, что это именно то изделие, которое описано в сопроводительных документах. Например, сертификат типа на коммутатор Ethernet удостоверяет, что данное изделие действительно является Ethernet-коммутатором, поскольку соответствует требованиям, установленным РД 45.176–2001.
Сертификат безопасности, удостоверяющий соответствие изделия нормам безопасной эксплуатации. В частности, в России оборудование обычно сертифицируется на соответствие требованиям электробезопасности.
Сертификат соответствия системы качества (СК) требованиям международных или национальных стандартов. Сертификаты типа на неограниченное количество оборудования серийного производства обычно не оформляют до этой сертификации, поскольку только надлежащая СК может обеспечить стабильность характеристик всех выпускаемых изделий.
Вообще задача сертификации очень сложна как методически, так и методологически. Сертификации подлежат только те параметры изделия, которые могут быть объективно измерены или оценены. Поэтому нельзя сертифицировать художественные произведения: как говорится, на вкус и цвет товарища нет, и кто может объективно оценить их качество?
Говоря о сертификации, невозможно обойти вопрос ответственности субъектов сертификации и испытательных лабораторий за нарушения правил этой процедуры. ИЛ должна отвечать за объективность проведенных испытаний, в противном случае такая лаборатория лишается аккредитации в органе, который выдает сертификаты на основании ее заключений. В западных странах испытатели действительно дорожат своей репутацией, и вероятность заведомой недостоверности результатов испытаний крайне невелика. А вот с российскими ИЛ дело обстоит намного хуже.

Основная обязанность субъекта сертификации заключается в обеспечении идентичности и стабильности характеристик выпускаемой продукции, если сертифицировалось серийное производство. В случае изменения любого параметра, соответствие которого подтверждено сертификатом, субъект сертификации должен немедленно уведомить об этом ИЛ или орган по сертификации.

Кроме сертификации существуют и так называемые "декларации о соответствии", которые принимаются самими производителями и свидетельствуют о том, что их продукция соответствует установленным требованиям. По сути декларация – это тот же сертификат соответствия, но подтвержденный не испытаниями, проведенными независимой ИЛ, а заявлением (декларацией) самого субъекта сертификации. Потребители вправе предполагать добросовестность декларанта, рискующего своей деловой репутацией.



собенности национальной сертификации
Техническое регулирование является весьма сложным делом, поскольку от всех юристов, принимающих участие в разработке нормативной базы, требуются технические познания, а от инженеров – юридические. Внимательный анализ законодательства показывает, что такие универсальные специалисты не входят в состав соответствующих рабочих групп. В результате появляются химерические нормативные акты, без разбора возлагающие обязанности на субъектов права, технические средства, а иной раз и просто на законы природы. При этом допускаются смешные (а иногда, наоборот, очень печальные) противоречия, свидетельствующие о низкой квалификации либо элементарной небрежности при разработке законов. Что уж тут говорить о нормативных актах более низкого уровня?

Основные понятия в области сертификации определены только в статье 2 федерального закона "О техническом регулировании" (№ 184-ФЗ от 27.12.2002 г.). Все, кто интересуется проблемами сертификации, могут ознакомиться с данным документом, поэтому его подробный пересказ не входит в задачи этого краткого обзора. Однако сразу отметим небрежность законодателя, смешавшего юридическое и бытовое понятия объекта, поскольку для юриста-правоприменителя объект сертификации есть не предмет сертификации (изделие), а общественные отношения, правовые нормы, регламентирующие поведение субъекта – правоспособного лица. Очень важным представляется определение понятия "стандарт" как документа, в котором устанавливаются характеристики продукции в целях ее добровольного многократного использования.

Органом по сертификации признается лицо, аккредитованное в установленном порядке для выполнения сертификационных работ. А вот система сертификации – это "…совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее участников и правил функционирования системы сертификации в целом". Надо заметить, вполне бессодержательное определение – непонятно, что значит "ее участников", да и вообще как можно совокуплять правила выполнения работ с подрядными организациями, а еще и с правилами функционирования этого совокупления? Есть в этом нечто противоестественное… Так что придется просто пояснить, что одна система сертификации отличается от другой: классом объектов сертификации – гигиеной, безопасностью, отраслевыми специальными требованиями и т.д.

В нашей стране существует множество систем сертификации, в рамках которых выдаются отдельные сертификаты соответствия. Говорить о каждой их них не имеет смысла, поэтому ограничимся системами, имеющими непосредственное отношение к отрасли инфокоммуникаций. Собственно, таковых имеется три: система сертификации "Связь" (ССС), система сертификации ГОСТ Р и система гигиенической сертификации. Заметим, что объекты сертификации всех трех систем (то есть требования, на соответствие которым проверяются изделия) не совпадают, и поэтому зачастую на одно изделие приходится оформлять все три сертификата соответствия. Перечни продукции, подлежащей обязательной сертификации, утверждаются Правительством России для каждой системы отдельно.

Закон "О техническом регулировании" выделяет две группы нормативно-технических документов – регламенты и стандарты. Если стандарт – документ рекомендательного характера, то регламент содержит обязательные требования и принимается как обычный федеральный закон (вот только право законодательной инициативы в данной области предоставлено всем желающим). Другое дело, что объекты технических регламентов ограничены требованиями безопасности (статья 6) и их принятие в любых других целях этим законом прямо запрещается. При этом на переходный период до принятия технических регламентов сохраняется императивное действие ГОСТов, но только в отношении требований безопасности. Таким образом, сертификация по требованиям безопасности осуществляется согласно закону "О техническом регулировании".

Сама процедура сертификации определяется так называемой схемой сертификации, которая варьируется в зависимости от того, является ли предметом последней единичный экземпляр, партия изделий или неограниченное их количество, выпускаемое серийно, а также в зависимости от субъекта сертификации (производитель или только продавец). Схема сертификации определяет и срок действия сертификата соответствия. Разумеется, если сертификат выдан на одно конкретное изделие или на партию, его действие не распространяется на другие изделия, даже выпускаемые под идентичными наименованиями. Зато срок действия сертификата на конкретное изделие ограничен только сроком его службы.

Органом по сертификации в области гигиены является Госсанэпиднадзор Минздрава России, что, собственно, и раскрывает объективное содержание этих документов – отсутствие вредных "эманаций", включая физические и химические, а также вредного воздействия на здоровье человека. Например, мониторы персональных компьютеров, сделанные на базе кинескопов, подлежат обязательной гигиенической сертификации на предмет допустимости уровня электромагнитных излучений, но если поверхность монитора амальгамировать металлической ртутью без защиты, сертификат не выдадут в любом случае.

В России наиболее распространен сертификат соответствия системы ГОСТ Р, который иногда называют сертификатом Ростеста. После вступления в силу федерального закона "О техническом регулировании" эта система сертификации претерпела радикальные изменения. Еще с советских времен соблюдение всех технических стандартов являлось обязательным под угрозой административных, а то и уголовных санкций. Закон фактически отменил непреложность государственных стандартов, что сразу сузило область обязательной сертификации ГОСТ Р до проверки соответствия техническим регламентам. Как уже отмечалось, статьей 6 закона прямо установлено, что технические регламенты принимаются исключительно в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного либо муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, а также в целях предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей. Таким образом, функциональные требования к предметам сертификации в системе ГОСТ Р не могут быть объектами сертификации.

Применительно к отрасли инфокоммуникаций сертификация в системе ГОСТ Р означает проверку изделий на соответствие требованиям электробезопасности (ГОСТ Р 50377–92, ГОСТ 21552–84 и т.д.) Сразу надо отметить, что другие системы сертификации не подтверждают электробезопасность изделий – предметов сертификации, поэтому сертификаты ГОСТ Р и ССС взаимно дополняют, но не заменяют друг друга.

Основным документом, удостоверяющим приемлемость изделия для применения в сетях связи общего пользования России, является сертификат соответствия ССС. Надо отметить, что действие закона "О техническом регулировании" не распространяется на отношения, связанные с эксплуатацией и расширением единой сети связи РФ (часть 2 статьи 1). Поэтому сертификация соответствующего оборудования проводится согласно требованиям статей 41, 42 и 43 закона "О связи" (№ 126-ФЗ от 07.07.2003 г., далее ЗоС).

И сразу начинаются чудеса, которые трудно описывать сухим юридическим языком. Гибрид представлений авторов ЗоС о праве с желанием поддержать близкие к Минсвязи РФ испытательные лаборатории получился вполне химерическим. Действительно, часть 1 статьи 41 ЗоС относит к предметам сертификации различные средства связи. Все бы хорошо, но статьей 2 того же ЗоС к средствам связи отнесены "… иные технические и программные средства, используемые при оказании услуг связи и обеспечении функционирования сетей связи". То есть паяльники, отвертки, пассатижи, светильники, столы письменные и… унитазы и рукомойники, без которых невозможно обеспечение функционирования сетей связи по причине невозможности нормальной жизнедеятельности персонала, а также и аварийные автомобили, спецодежда и т.д.

Однако самое интересное обнаруживается в части 2 статьи 41 ЗоС, которая определяет круг объектов сертификации: технические регламенты согласно законодательству о техническом регулировании (их пока нет) и требования нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти в области связи (то есть Минсвязи РФ). И тут законодатель создал засаду для всех участников рынка. Дело в том, что технические требования приводятся не в нормативных правовых, а в нормативно-технических актах, различие между которыми имеет принципиальный характер. Нормативный правовой акт устанавливает права и обязанности субъектов права (правоспособных лиц – юридических и физических), а нормативно-технические документы (НТД) определяют требования к параметрам объектов законов природы, например к оборудованию. Иначе говоря, субъектам НТД ничего нельзя приказать – как, например, нельзя приказать коммутатору "вырастить" полсотни дополнительных портов или из коммутатора второго уровня "стать" коммутатором третьего уровня. Здесь без "щучьего веления" никак не обойтись, хотенья регулирующего органа никак не достаточно.

Самое интересное, что Минсвязи уже сталкивалось с этой проблемой, когда Минюст РФ неоднократно отказывал в регистрации руководящих документов, как не устанавливающих права и обязанности субъектов экономической деятельности и, следовательно, вообще не являющихся правовыми актами. Так что ошибку ЗоС трудно объяснить рациональными причинами.

В качестве примера можно привести те же коммутаторы Ethernet, которые сертифицируются в ССС на соответствие требованиям РД 45.176–2001. Поскольку этот РД не прошел государственную регистрацию в Минюсте, то согласно постановлению Правительства № 1009 от 13.08.97 г. он не является нормативным правовым актом (пункт 19). А следовательно, этот РД не может служить объектом сертификации. Интересно, что будет делать Минсвязи, когда эта проблема встанет во весь рост…

Статья 41 ЗоС требует обязательной сертификации всех радиоэлектронных средств связи (РЭС), вот только неясно, сможет ли Минсвязи сформулировать технические требования ко всем РЭС в разумное время. Скорее всего не сможет. Вводится также обязательная сертификация "оконечного оборудования, которое может привести к нарушению функционирования сети связи общего пользования". Как такое возможно – непонятно, особенно в условиях, когда развитие и эксплуатация сети связи общего пользования осуществляется под жестким контролем Минсвязи России (статья 21 ЗоС). Мало того, что такое оконечное оборудование просто немыслимо, так еще ЗоС предполагает заведомую некомпетентность Минсвязи РФ, поскольку структура Единой сети связи России (ЕСС), которую можно разрушить неправильным функционированием абонентского терминала (не пользователя, а именно самого терминала), это очень плохая структура.

Весьма занятным представляется требование обязательной сертификации оборудования, используемого для "учета оказания услуг связи в сетях связи общего пользования". Неясно, что собственно имеется в виду. То ли сервер, на котором работает биллинг, то ли источники данных для биллинга, то ли сама программа, а может быть, и все вкупе. Вот только сертификация программного обеспечения – дело заведомо бессмысленное, поскольку математики давным-давно доказали принципиальную невозможность определения эквивалентности алгоритмов. Если бы компания "Микрософт" могла испытывать свое программное обеспечение на отсутствие ошибок, ее главный акционер был бы, наверное, самым счастливым и бесконечно богатым человеком на белом свете. Но нет, никак не получается. Ну да ничего, наше Минсвязи эту недоработку исправит…

На самом деле конкретный перечень оборудования связи, подлежащего обязательной сертификации, определяется правительством так же, как и порядок самой сертификации. Посмотрим, сумеет ли оно смягчить откровенные нелепости ЗоС.

Декларирование соответствия частью 2 статьей 41 ЗоС допускается только в отношении изделий, не подлежащих обязательной сертификации. Вот только само это декларирование оказывается почему-то совершенно неотличимым от сертификации, поскольку частью 1 статьи 43 ЗоС предусматривается обязательное использование доказательств, полученных аккредитованной испытательной лабораторией. Да уж, кто точно не останется без черной икры, так это аккредитованные Минсвязи ИЛ.

Но так или иначе, постановлений Правительства России, регулирующих отношения в области сертификации средств связи, пока не издано, да и неясно, когда эти документы появятся. Дело в том, что сразу после выборов Президента Правительство "слагает свои полномочия". Соответственно членам кабинета министров некогда будет заниматься второстепенными на их взгляд делами отрасли "Связь". Поскольку до принятия новых подзаконных актов действуют старые (разумеется, в части, прямо не противоречащей новому ЗоС), то имеет смысл описать существующий порядок сертификации телекоммуникационного оборудования.

Система сертификации "Связь" действует на основании приказа Минсвязи России № 118 от 10.04.2001 г. "Об утверждении положения о системе сертификации средств связи для взаимоувязанной сети связи Российской Федерации" (зарегистрировано Минюстом РФ 05.06.2001 г. за № 2739). Анализ этого довольно объемного 28-страничного документа выходит за пределы настоящего обзора, поэтому ограничимся основными положениями, принципами и терминологией ССС.

Основная терминология здесь та же самая, что и в других системах сертификации. Однако роли функциональных элементов в ССС распределены несколько иначе. Во-первых, органом по сертификации является само Министерство связи, от имени которого и издаются сертификаты соответствия. Здесь опять начинаются чудеса. Поскольку Минсвязи есть орган власти, то распоряжаться денежными средствами оно может очень ограниченно, и уж никак не вести предпринимательскую деятельность. Поэтому исполнительные функции ССС министерство поручает коммерческому частному предприятию – ОАО ССКТБ "Томасс", которое спокойно взимает плату за изготовление и выдачу сертификатов и знаков соответствия, торгует нормативно-технической документацией… В общем, хороший бизнес – и абсолютно никакой конкуренции. Очень удобно. Изготовление сертификата соответствия (только вывод на принтер и симпатичный голубенький бланк) стоит держателям сертификатов 138 долл. А сертификатов выдается очень много.

Порядок сертификации в ССС установлен приказом Минсвязи № 118 от 10.04.2001 г. Там же приводятся схемы сертификации, подробное описание которых имеется и на официальном сайте Минсвязи в разделе "сертификационная деятельность". Производитель, желающий сертифицировать оборудование, должен направить заявку в управление сертификации (УС) Минсвязи. А УС назначает испытательную лабораторию, с которой заявитель должен заключить договор на проведение испытаний, а также схему сертификации. Учитывая, что отношения заявителя с ИЛ имеет гражданский, а не административный характер, непонятно, как это сочеталось с императивом свободы договора (статья 421 ГК) да и с антимонопольным законодательством. Но прокуратуру, видать, такие частности не интересуют, хотя тарифы на проведение сертификационных испытаний у различных ИЛ порой различаются в несколько раз.

С начала 2004 года процедура несколько изменилась. Приказом исполняющего обязанности министра связи Б.Д. Антонюка № 158 от 31.12.2003 г. поручения на производство сертификационных испытаний отменены. Однако данный приказ никак не ограничивает УС в назначении конкретной ИЛ для заключения договора с конкретным заявителем на производство конкретных испытаний. Справедливости ради нельзя не отметить, что заявитель всегда мог попросить УС назначить ту или иную лабораторию по его собственному выбору, и обычно УС в таких просьбах не отказывало.

Итак, до начала 2004 года УС Минсвязи рассматривало заявление и издавало два документа: поручение назначенной ИЛ провести сертификационные испытания и ответ заявителю о том, что надо заключить договор. С первого января 2004 года поручения отменены, а в остальном процедура не изменилась. Но даже заключение договора с ИЛ отнюдь не гарантирует немедленного начала испытаний. Часто выясняется, что не существует сам объект сертификации, – нет требований к данному классу изделий. Тогда ИЛ приходится разрабатывать эти требования, согласовывать их с различными подразделениями Минсвязи… в общем, этот процесс может длиться годами. И стоить очень существенных денег, иной раз сертификация оказывается дороже опытно-конструкторских работ.

Если производитель оборудования – иностранная компания, то сотрудники ИЛ любят ездить в загранкомандировки, в том числе для оценки систем качества. Очень забавно, когда какая-нибудь мухоблаговещенская лаборатория оценивает СК крупнейших производителей оборудования в мире. Но такого рода услуги стоят десятки тысяч долларов, что вполне позволяет выживать ИЛ, аккредитованным Минсвязи. Особенно учитывая недоступность аккредитации и крайнюю закрытость этого процесса.

По завершении испытаний протоколы и акты направляются в комиссию УС, которая принимает решение о выдаче сертификата. Этот несложный процесс также длится месяцами. Ну а затем заявителю одна дорога – в ОАО ССКТБ "Томасс", и желанный документ, разрешающий применение оборудования в сетях связи общего пользования России, попадает в его руки. И одновременно он приобретает право и обязанность размещать на своих изделиях знак соответствия ССС (такой прямоугольничек с надписью "ССС Минсвязи России").

Покупателю надо очень внимательно читать все записи в сертификате начиная от срока его действия. Кстати, приказ Минсвязи № 113 от 09.09.2002 г. обязывает операторов связи иметь копии сертификатов на применяемое оборудование, заверенные их держателями (и никем другим), поэтому надо сразу требовать от продавца такую копию. Часто встречаются сертификаты соответствия, оформленные по схеме № 7 на одно-единственное изделие. Если таким сертификатом "прикрывают" изделия серийного производства – это уже прямой обман покупателя, чреватый отказом в приемке соответствующего узла связи. Одно время были популярны серверы телематических служб, сертифицированные таким вот своеобразным образом.

Надо заметить, что срок действия сертификата ограничен одним (если держатель – продавец оборудования) или тремя (для производителя оборудования) годами. Однако покупатель такой аппаратуры вправе использовать оборудование на протяжении всего срока его службы, но по истечении срока действия сертификата перепродажа оборудования запрещается.

К сожалению, всеобщая обязательность сертификации всего на свете в России привела к массовой профанации самой этой идеи. Продавцы с легкостью оформляют сертификаты соответствия и на поддельный, и на откровенно некачественный товар. Не избежала сей участи и отрасль инфокоммуникаций. Самый очевидный пример – отсутствие русскоязычных технических описаний на многочисленное сетевое оборудование, сертифицированное в ССС. И это при том, что заявитель обязан представить такие описания в ИЛ до начала сертификационных испытаний. Так что совершенно непонятно, как можно получить сертификат в отсутствие описаний и руководств по эксплуатации на русском языке.

Можно много говорить о достоинствах и недостатках отечественной сертификации вообще и системы ССС в частности. Ясно одно: сертификация в России нуждается в радикальной реформе, поскольку в нынешнем виде имеет место элементарная профанация международной практики подтверждения соответствия, что наносит серьезный ущерб и национальным операторам связи, и поставщикам и производителям оборудования, а главное – мировой репутации России.

Источник: "Сетевой журнал" №4.2004

Медведев Валера

 

Остановлена сертификационная работа

Сообщение:#2  Сообщение Медведев Валера » Ср 19 май, 2004 11:15 »

Остановлена сертификационная работа. Более того, есть прецеденты невозможности оформления сертификатов ССС даже при наличии положительного заключения испытательной лаборатории. Комиссия управления сертификации Минсвязи просто не собирается. А нет комиссии – нет и сертификата. Убытки производителей оборудования, как всегда, никого не интересуют.

Да, а что делать нам (испытательным лабораториям), договора есть (нам поручили их заключить!), проплаты есть, работы проведены....
А сертификата нет. И не ожидается. Скоро наверное начнут бить.....

Жуков
Форумчанин
 
Сообщения:
94
Зарегистрирован:
19 апр 2004
Откуда:
Новосибирск

Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

приказ 158

Сообщение:#3  Сообщение Жуков » Чт 20 май, 2004 04:51 »

Если есть возможность бросте на мыло quality@electrosignal.ru приказ № 158 от 31.12.03г. Заранее спасибо Жуков

Жуков
Форумчанин
 
Сообщения:
94
Зарегистрирован:
19 апр 2004
Откуда:
Новосибирск

Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

Сообщение:#4  Сообщение Жуков » Чт 20 май, 2004 04:59 »

Прошу не волноваться сам нашел в Консультанте Жуков

Erlang
Автор
 
Сообщения:
46039
Изображения: 67
Зарегистрирован:
11 июл 2003
Откуда:
Москва

Благодарил (а): 1459 раз.
Поблагодарили: 641 раз.

Сообщение:#5  Сообщение Erlang » Чт 20 май, 2004 05:41 »

Жуков, выложите Приказ на форуме.

Слава

 

Сертификация гостиничных телефонов

Сообщение:#6  Сообщение Слава » Пт 25 фев, 2005 15:41 »

Уважаемые знатоки,
Прошу совета. Есть телефонный аппарат специализированного типа для гостиниц (с лампочкой message waiting). В сеть общего пользования напрямую его не включить, работает только с УАТС. У людей возникает вопрос о наличии сертификата соответствия РФ. По понятным причинам весь этот процесс проходить не хочется (дорого и долго).
Есть ли какие-то юридические аргументы в пользу установки таких аппаратов? При этом их ставят гостиницы от 4-х звезд, в том чиле и в Росси
С уважением,
Вячеслав

Вернуться в Сертификация средств связи


Поделиться

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1