Главное новшество на мой взгляд состоит в том, что с помощью таких счетов-фактукры можно править предыдущую отгрузку и НДС в текущем периоде, а это согласитесь удобнее чем возвращаться "назад" и по прошлым периодам подавать "уточненки". Кроме того законом фактически узаконивается "отрицательный" счет-фактура, который тоже можно использовать для правки. Только вот на мой взгдяд не все в законе гладко. Поясню, путаницу вносит новый п. 10 ст. 154 НК РФ. В нем сказано, что при изменениив сторону увеличения стоимости товаров (работ, услуг) учитывается при определении налоговой базы за налоговый период, в котором осуществлена отгрузка соответствующих товаров (выполнены работы, оказаны услуги).
Исходя из этого, исполнителю следует возвратиться в тот период, в котором отражено оказание услуг и на основании корректировочного счета-фактуры доначислить налог к уплате в бюджет. Тем самым бухгалтеру не избежать представления «уточненки», если оказание услуг приходиться на один из предыдущих налоговых периодов. Будут ли за это штрафы и пени?
Что касается периода применения дополнительного вычета на разницу у заказчика, то в п. 10 ст. 171 НК РФ сказано, что он производиться не позднее трех лет с момента составления корректировочного счета-фактуры. Исходя из этой нормы заказчик может заявить дополнительный вычет в том периоде, когда произошло изменение цены услуг, то есть ему возвращаться назад не нужно.
Что же получается? Заказчик корректирует вычет в текущем периоде (когда изменилась цена), а исполнитель уточняет налоговую базу в прошлом периоде (когда были оказаны услуги). То есть стороны договора фактически уточняют свои налоговые обязательства в разных периодах, тем самым нарушается принцип зеркальности начисления НДС и предъявления его к вычету...