Всем здравствуйте, попробую популярно и по существу, так сказать с точки зрения финансового работника, которому с 2013 года предстоит работать с новым Законом о бухгалтерском учете
Итак
Во-первых, новый Закон о бухгалтерском учете уточняет нормативную базу, а именно документы, которыми нужно руководствоваться бюухгалтеру в его исполнение:
1. Федеральные стандарты (всем знакомые ПБУ)
2. Отраслевые стандарты (для операторов связи - это Порядок и рекомендации по ведению раздельного учета доходов и расходов существенных операторов, универсальных и монополистов)
3. Рекомендации в области бухучета (например, Методичким по учету ОС и МПЗ)
4. Стандарты экономического субъекта, которые предназначены для упорядочения системы бухгалтерского учета.
Обратим внаминие на последний (кстати не обязательный документ). Форумчане могут возразить, что данные задачи решает учетная политика, но это не совсем так. Учетная политика представляет совокупность способов ведения бухучета, но не описание всей системы финансового учета и ее ключевых моментов, что можно отразить в стандартах экономического субъекта. Особенно если речь идет о многопрофильной организации. Весь учет, ведущийся у нее, непросто описать в учетной политике с приложениями. В таком случае стандарты экономического субъекта будут выступать как базовый документ, а учетная политика – как уточняющий или наоборот)).
Следующий важный момент!
Из нового закона исключены понятия синтетического и аналитического учета, так как для их расшифровки вполне хватит подзаконного нормативного акта. Но есть и другая причина: формулировка «план счетов бухгалтерского учета» изменилась на «систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета». Бухгалтер со стажем помнит, что в прежнем законе в план счетов входили синтетические счета, соответственно, аналитический учет велся уже на субсчетах, подсубсчетах. По логике авторов нового закона, исключивших указание на синтетические счета, получается, что все, указанное в плане счетов, относится именно к счетам. За рубежом есть такая практика: все счета относятся к аналитическому учету, в то время как синтетический учет объединяет эти счета в группы, которые не имеют номера, есть только название. Такое упрощение позволяет не загружать синтетический учет лишней информацией, выделяя только главное. Один из недостатков при таком подходе состоит в том, что увеличивается разрядность счетов (от трех до шести разрядов), но при разумной нумерации к этому недостатку можно привыкнуть, а путаться с субсчетами и подсубсчетами не придется.
Хотя, кому как лучше (комуто подсубсчета, кому то счета).
Следующий момент!.
Новый закон не обязывает учреждать бухгалтерскую службу. Изначально должен быть главный бухгалтер или иное должностное лицо (например, финансовый директор, экономист и т. д.), которые сами могут решить, нужны им помощники или нет. Однако такое решение принимается, конечно, по согласованию с руководителем. Он может и сам вести учет, но только если хозяйствующий субъект относится к категории малых или средних. В ОАО, компаниях, акции которых обращаются на рынке ценных бумаг, к главным бухгалтерам будет предъявляться ряд обязательных требований (высшее образование, стаж, отсутствие судимости за экономические преступления). Этим же требованиям должно соответствовать лицо (физическое или работник юридического лица), с которым организация заключает договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.
Идем далее!
Отдельное внимание в новом законе уделено разногласиям между руководителем и главным бухгалтером. Все сотрудники организации, работающие в рамках трудового законодательства, подчиняются руководителю. Финансовый директор или главбух не являются исключениями. Они также в конечном итоге выполняют распоряжения руководителя и не факт, что такие распоряжения всегда отвечают методологии бухгалтерского учета. Когда бухгалтер не согласен с руководителем, то вправе запросить с него отдельное письменное распоряжение, согласно которому ответственность за то или иное решение спорного вопроса несет единолично руководитель. При наличии такого документа бухгалтер:
– принимает (или не принимает) к обработке данные (сведения), содержащиеся в «подозрительном» первичном учетном документе;
– отражает (или же не отражает) спорный объект бухгалтерского учета в финансовой отчетности организации.
Правда, неизвестно, согласится ли руководитель оформлять подобное разъяснение. Бухгалтеру же, если он не хочет менять работу, придется смириться и подчиняться любому решению руководителя. Напоминаем: все сказанное касается только ведения бухгалтерского учета. Вопрос налоговых разногласий между руководителем и бухгалтером пока остается на усмотрение участников этих разногласий.
Новшество! Установлены обязательные реквизиты бухгалтерских регистров!
– наименование регистра;
– наименование экономического субъекта, составившего регистр;
– дата начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который составлен регистр;
– хронологическая и систематическая группировка объектов бухгалтерского учета;
– величина денежного измерения объектов бухгалтерского учета с указанием единицы измерения;
– наименования должностей лиц, ответственных за ведение регистра;
– подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
Отметим: в распространенных программно-прикладных продуктах предусмотрены практически все перечисленные требования к регистрам учета (за исключением, быть может, подписей в отдельных регистрах). Поэтому бухгалтеру не составит труда выполнить требования закона. Нужно только учесть, что формы регистров бухгалтерского учета утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Как и для «первички», для регистров предусмотрена возможность составления на бумажном носителе или в виде электронного документа, подписанного электронной подписью. Но если законодательством или договором предусмотрено представление регистров бухгалтерского учета (госоргану или другому лицу) в бумажном виде, то организации следует выполнить это требование и изготовить на бумажном носителе копии регистра, составленного в виде электронного документа.
Внутренний контроль
Система внутреннео контроля.
Данный раздел Закона– новшество, обусловленное современными тенденциями ведения не только бухгалтерского учета, но и бизнеса в целом. Новый закон о бухгалтерском учете обязывает организацию организовать и осуществлять внутренний контроль фактов хозяйственной жизни, что может быть сделано на уровне грамотно построенного и отлаженного документооборота.
А если организация подлежит обязательному аудиту, в ней потребуется организовать внутренний контроль бухгалтерского учета и составления отчетности (за исключением случаев, когда руководитель самостоятельно ведет бухгалтерский учет). Отметим, что бухгалтерский учет сам по себе служит не только для систематизации и накопления информации, но и для контроля совершаемых хозяйственных операций (фактов хозяйственной жизни). Поэтому организации, ведущие правильно бухгалтерский учет, уже тем самым контролируют в той или иной степени свою деятельность, другой вопрос, насколько результативен такой контроль. Если его организовать в рамках отдельной системы, дополняющий бухгалтерский учет, эффективность будет намного выше. Это могут подтвердить хозяйствующие субъекты (например, страховые, кредитные, инвестиционные организации), для которых система внутреннего контроля давно является обязательной.
Пожалуй это по существу все, напомню, что учет с 2013 года ведут все организации, включая "упрощенцев", кстати, реквизиты закона -
Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ. вступает в силу с 2013 года, но как показывает международная практика, досрочное его применение приветствуется, чтобы к началу 2013 года была построена система внутреннего контроля, пароверены обязаельные реквизиты регистров, первички и "упрощенцы" уже подготовили свои входные остатки для "вступительного" баланса
Как то так в двух словах))