Под давлением Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) телевизионная компания "Первый канал" раскрыла финансовые показатели собственной деятельности, сообщает "Коммерсант". Компания получает 97% прибыли от размещения рекламы (и является лидером телевизионного рекламного рынка РФ), что позволяет наглядно сравнить главный телеканал страны с главным русским поисковиком — "Яндексом" получающим прибыль от аналогичной деятельности, но в сети.
Годовые отчёты "Первого канала" охватывают 2008-2010 года. Выручка компании за эти годы стабильно держится выше 20 млрд. рублей. В 2008: 24,869, в 2009 - 21, 963 и в 2010 - 24,482 млрд. рублей. Однако чистая прибыль менялась заметнее, и, вопреки растущей выручке, прибыль у телеканала падала. Так 1,918 миллиарда рублей прибыли зафиксированные в 2009 в 2010 снизились на 45% до 1,054 миллиарда. Собственные заработки не позволяют "Первому каналу" покрывать все расходы и недостаток средств восполняется из федерального бюджета. В 2010 году компания получила по государственной графе, обозначенной в документах как "другие", в виде государственных дотаций 4,462 млрд. рублей и в 2009 — 4,575 млрд. рублей. Государство помогает оплачивать распространение сигнала и производство отдельных программ. Так только в одном 2009 году было выделено 365 млн. рублей на производство знаменитой программы "Время". По данным TNS Россия, за охватываемые отчётами года, телеканал постепенно теряет аудиторию. В 2008 году доля аудитории 18+ составляла — 21,8%, в 2009-м — 19,6%, в 2010-м — 18,4%.
Выручка компании "Яндекс" (преимущественно от контекстной и в меньшей степени медийной рекламы) в исследуемые года только росла и составляла соответственно: в 2008 — 7,482, в 2009 — 8,7, и в 2010 — 12,5 млрд. рублей. В самом последнем отчёте "Яндекса" за 2011-ый год (документа за этот период "Первый канал" ещё не выпускал) показатель выручки вырос до 20 млрд. Компания прибыльна и в 2010-м заработала почти вчетверо больше "Первого канала" — 3,968 млрд. рублей. А в 2011 чистая прибыль "Яндекса" составила уже 6,003 млрд. рублей, увеличившись по сравнению с 2010 годом на 51%. Доля компании на российском поисковом рынке в среднем составляет около 60 % (по данным LiveInternet).
С 2001 года 49 % "Первого" принадлежали структурам Романа Аркадьевича Абрамовича. В 2010 25 % телеканала перешло под контроль "Национальной Медиа Группы", контролируемой банком "Россия" Юрия Валентиновича Ковальчука. Четверть "Первого" была оценена в $ 150 млн., а весь канал, при этой оценке, стоил $ 600 млн. Компания "Яндекс" стала публичной в конце мая 2011 и сейчас оценивается в $ 7,86 млрд.
http://roem.ru/2012/03/27/pervi45070/