--------------------------------------------------------------------------------
Операторы мобильной связи надеются заработать на предоставлении контента в 2004 году около 200 млн. долларов.
--------------------------------------------------------------------------------
«Если вам понравилась эта песня, скачайте ее, набрав три цифры, указанные на экране». Этот телетекст красуется на большинстве клипов, крутящихся в эфире российских музыкальных телеканалов. Правда, не многие понимают, что, набирая по мобильнику номер, списанный с экрана телевизора, они потребляют мобильный контент. Операторы мобильной связи надеются заработать на этих услугах в 2004 году около 200 млн. долларов.
Мобильный контент - явление неопределенное
Каждая сотовая компания в понятие мобильного контента вкладывает свой смысл. Операторы стремятся назвать мобильным контентом и дополнительные услуги, созданные, по их определению, для "удобства абонента", - например, услугу антиопределителя номера или детализации баланса. СПРАВКА:
Мобильный контент - это информационные голосовые услуги (справки и консультации, новости, развлечения, игры), а также SMS- и MMS-сервисы (скачивание мелодий и логотипов для мобильных телефонов, SMS-чаты, знакомства, реалити-шоу и SMS-игры). В 2003 году году аналитики J&P насчитали 30 российских провайдеров, предоставляющих почти 250 различных услуг мобильного контента для более чем 4 млн. пользователей. По данным исследования, один из самых востребованных сервисов у россиян - это скачивание мелодий, логотипов для мобильных телефонов, приносящий более половины всех доходов.
Как пустеет кошелек
Доля мобильного контента, по экспертным оценкам, сегодня составляет от 2 до 4% в структуре доходов сотовых операторов. Таким образом, абоненты в 2004 году должны заплатить за него около 200 млн. долларов, считает аналитик IKS-Consulting Оксана Панкратова. Это в три раза меньше доходов от дополнительных услуг. В свою очередь компания J'son&Partners более оптимистична в оценке рынка мобильного контента: по данным ее обзора, он составил в прошлом году более 98 млн. долларов, из которых 50 млн. долларов пришлось на SMS-контент, 45 млн. долларов - на голосовой, 100 тысяч долларов - на MMS-услуги и 3,5 млн. долларов - на WAP.
По словам аналитика компании Маргариты Зобниной, в 2004 году рынок мобильного контента должен достичь 230 млн. долларов. Гендиректор «ВымпелКома» Александр Изосимов подтвердил выводы экспертов. По его оценкам, мобильный контент в сети «Би Лайн GSM» составил около четверти всех дополнительных услуг, оказанных компанией в 2003 году. Это «в принципе вполне сопоставимо с показателями норвежского Telenora», заявил он ГАЗЕТЕ. «По моим ощущениям, в прошлом году мы заработали на мобильном контенте не менее 40 млн. долларов», - резюмировал Изосимов.
Телефон придумали, чтобы звонить
Однако в трех крупнейших компаниях ГАЗЕТЕ сообщили, что 50% абонентов используют мобильник лишь «по прямому назначению», то есть для переговоров, и в SMS-переписке не нуждаются. А выкладки экспертов недвусмысленно показывают, что в регионах на мобильный контент абоненты тратятся неохотно и о сложившемся рынке таких услуг можно говорить лишь в отношении Москвы и Санкт-Петербурга.
Единственный город, который может составить конкуренцию столице и Питеру, - это Новосибирск. Там местные операторы и банки уже объединились в систему мобильных платежей SimMP, которая в том числе позволяет оплачивать товары в магазинах, билеты в транспорте и коммунальные платежи по мобильному телефону. Тем не менее, по словам директора общественных связей МТС Андрея Брагинского, о востребованности сервисов, позволяющих использовать мобильный телефон вместо кредитки для оплаты товаров или услуг, можно говорить лишь года через три.
Кто играет
Впрочем, на рынке уже появились крупные игроки. В частности, Nikita Interactive (SMS-игры "Футбол", "Лабиринты удачи", а также "Мобильные знакомства") и компания Shamrock games, разработчик популярных SMS-игр «Век торговцев» и "Пиранья", - лидеры мобильного игрового контента. В первую десятку игроков на этом рынке входит и петербургский контент-провайдер Infon, организовавший мобильные праймериз президента, а также финская компания Jippii, специализирующаяся на предоставлении логотипов и мелодий.
Тяжкое бремя раскрутки
Тем не менее пока продвижением мобильного контента на рынок занимаются в основном операторы - в частности, через такие сервисы, как BeeOnLine и MTS Extra. "Что в принципе неправильно. Контент-провайдеры должны сами раскручивать свой продукт на рынке. Но большинство из них пока еще не могут позволить себе потратить на это деньги", - отмечает Андрей Брагинский. При этом он не отрицает, что при тенденции снижения среднемесячного дохода с одного абонента (по прогнозам, до 12 долларов в 2004 году) мобильный контент станет основным способом сохранить доходность операторов. «За два года, доведя долю дополнительных услуг до 25%, мы сравняемся с Европой. Уровень японского оператора DoCoMo, который свыше 70% своих доходов получает за счет мобильного контента, для нас останется несбыточной мечтой», - говорит советник гендиректора "МегаФон-Москва" Роман Проколов.
© Павел Мороз, "Газета"