Из архива форумов
СОРМ
Вопрос:
Прочитал статью в АиФ. "Эксперт по системам связи" утверждает что оператор обязан за свой счет покупать оборудование для СОРМ.
Мы (небольшой оператор связи) в свое время ДОЛГО спорили с ФСБ по этому поводу и в конце-концов доказали что нигде в законах или указах нет прямой обязанности покупать оборудование за свой счет. Может появились какие-то новые документы?
Ответ:
Есть документ, Соглашение между Министерством связи Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации по вопросу внедрения технических средств системы оперативно-розыскных мероприятий на сетях электросвязи России
(утв. ФСБ РФ 20 января 1997 г., Минсвязи РФ 22 января 1997 г.)
Цитирую из статьи 5 этого документа:
4. Затраты на поставку аппаратно-программных средств СОРМ для всех сетей электросвязи Российской Федерации финансируются следующим образом:
· аппаратно-программные средства СОРМ, входящие в состав коммутационного оборудования, и каналообразующая аппаратура - за счет средств предприятий-операторов связи;
· линии (каналы) связи между станционным оборудованием СОРМ и ПУ:
· а) при наличии технической возможности ФСБ России - за ее счет,
· б) при отсутствии технической возможности ФСБ России - на договорной основе с предприятием-оператором связи в соответствии с действующим законодательством и нормативной базой;
· оборудование ПУ СОРМ - за счет средств предприятий-операторов связи с последующей компенсацией затрат по договорам в соответствии с гарантийными обязательствами со стороны ФСБ России в срок не превышающий одного года.
5. Принятие в эксплуатацию станционной части СОРМ осуществляется трехсторонней комиссией, включающей представителей предприятия-оператора связи, органов ФСБ России и Госсвязьнадзора России.
6. Эксплуатация станционного оборудования СОРМ, линий связи и каналообразующей аппаратуры на участке станция - ПУ осуществляется предприятием-оператором связи или подразделениями ФСБ России (по их принадлежности) в соответствии с инструкцией по эксплуатации, утвержденной Минсвязи России и согласованной ФСБ России.
7. Организация каналов и линий связи для обмена информацией между станционной частью СОРМ и ПУ осуществляется совместно предприятием-оператором связи и органами ФСБ России по согласованным техническим условиям.
Так что содействуйте за свой счет.
Однако, данный документ в Минюсте не зарегистрирован, а нормы закона об ОРД предусматривают финансированиеОРДД ща счет средст федерального бюджета. Так что указанный документ никакой юридической силы не имеет.
Напоминаю, что согласно Конституции, ограничение прав субъектов допускается только законом. В том числе и право субъектов распоряжаться своейсобственностью в виде денежных средств.
Так что с юридической точки зрения, ФСБ обязана возместитьрасходы на мероприятия в области СОРМ в соответствии с согласованными ТУ.
Ответ:
А 130-й приказ от 25.07.2000 прошедший регистрацию?
Приказываю:
2. Операторам связи:
2.1. Осуществлять приобретение и установку технических средств СОРМ на коммутационном оборудовании при наличии в сертификате соответствия информации о выполнении конкретным коммутационным оборудованием технических требований к техническим средствам СОРМ.
Л. Д. Рейман
Пару лет назад одна компания, "Баярд-Славия" Волгоград
http://jedi.kosnet.ru/sorm/fzg.html, пыталась через суд доказать что-то. Не вышло...
Ответ:
Было дело.
Но вот роутер не является коммутационным оборудованием. Так что приказ 113 к таким сетям не относится.
Вообще, наличие СОРМ есть необходимое и в целом вполне оправданное требование на ТфОП. Что же касается ДЭС, то нормативно-техническая база в этой области отсутствует полностью,да и бессмысленна по сути своей.
Основное отличие этих ОТТ (Приказ Минсвязи 47) от 130 приказа в отсутствии указаний кто их должен выполнять.
Кстати в этой связи интересно было бы обсудить тему наличия определённых пунктов в лицензиях. Нужно ли Минсвязи какое- либо ЗАКОННОЕ основание для записи в лицензию какого- либо пункта или такая деятельность ничем не регламентирована и важно просто не нарушить закон, т.е. можно ли написать в лицензии что-то ничем не обоснованное.
Текущий пример наличие в лицензии на телематику пункта о необходимости выполнения СОРМ на СДЭС при полном отсутствии нормативной базы.
Ответ:
Интересный вопрос. Вообще, на мой взгляд Минсвязи здорово злоупотребляет условностью лицензии, как специального права. (Термин "Специальное" подразумевает, в отличие от права общего, что данное право дано только тому субъекту, которму оно дано). Поэтому лицензии не могут передаваться другим лицам.
Приведу пример: УГНСИ и ГРЧС требует, чтобы в лицензии был явно прописан диапазон, в которых работают РЭС оператора. Между тем, данное право ограничено только положением о порядке назначения полос частот. То есть разрешение ГРЧС достаточно для эксплуатации РЭС.
Еще пример - страсть Минсвязи прописывать в лицензиях конкретные присоединяющие сети. Это уже и вовсе противозаконно.
Ну и так далее.