ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОМИССИЯ ПО ЭЛЕКТРОСВЯЗИ (ГКЭС)
РЕШЕНИЕ
30 апреля 2003 г. № 55
г. Москва
«Основные направления развития сетей телевизионного и звукового вещания Российской Федерации на период до 2010 года»Заслушав и обсудив доклад генерального директора ФГУП «РТРС» Скляра Г.И. и содоклады представителей МПТР России, ФГУП «ВГТРК», ФГУП «НИИР»,
Государственная комиссия по электросвязи ОТМЕЧАЕТ:
Развитие и совершенствование сетей телерадиовещания на территории Российской Федерации имеет важное общегосударственное значение, как в плане реализации конституционных прав граждан на свободный доступ к информации, так и в плане активного проведения государственной политики, обеспечения безопасности, решения задач оповещения и предупреждения населения о чрезвычайных ситуациях и должно сопровождаться переходом на современные цифровые технологии.
Эфирное телерадиовещание в настоящее время является основным видом доведения телерадиопрограмм до населения страны. Через наземные телерадиосети программы получают 81,0% населения, через кабельные сети 18,5% и через системы непосредственного телевизионного вещания всего 0,5%.
Охват населения телевизионными каналами составляет: 1 программой - 98,3 %, 2 программами – 96,2 %, 3 программами – 73,2 %, 4 программами – 56,1 % и 5 программами – 33,0 %.
Предприятием, обслуживающим сеть государственного телерадиовещания, является ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (ФГУП «РТРС»), включающее в свой состав 93 филиала на территории Российской Федерации. На сегодняшний день основная часть действующих телевизионных передатчиков (11000 из 15000) и передатчиков звукового вещания (2000 из 3000) используются для предоставления услуг государственным телерадиовещательным компаниям.
Вместе с тем, из-за недостаточности средств, выделяемых для модернизации сетей телерадиовещания, в настоящее время из всех передатчиков, используемых для вещания государственных программ, около 80% выработали свой ресурс. Передатчики энергоемки, требуют больших затрат на эксплуатацию и не отвечают современным требованиям по качеству трансляции программ.
Основными направлениями развития сетей телевизионного и звукового вещания являются следующие:
•продолжение работ по реализации стратегии перехода от аналогового к наземному цифровому телевизионному и звуковому вещанию;
•перевод аналоговых спутниковых распределительных сетей телерадиовещания на цифровые технологии;
•создание спутниковых мультисервисных телекоммуникационных сетей;
•внедрение цифровых технологий на сетях кабельного телевидения;
•преимущественное использование спутниковых каналов подачи радиотелевизионных программ;
•обеспечение производства приемного и передающего радиотелевизионного оборудования по гибридной технологии;
•применение в наземных сетях распространения радиотелевизионных программ систем широкополосного беспроводного доступа типа MMDS, MVDS и станций спутникового вещания типа VSAT;
•повышение эффективности использования систем непосредственного телевизионного вещания;
•проведение модернизации сети распространения радиотелевизионных программ с учетом внедрения новых технологий, энергосберегающего оборудования;
•проведение работ по расширению сети распространения программ общероссийского государственного телевизионного канала «Культура» на территории Российской Федерации.
В настоящее время в целях реализации указанных направлений осуществляется ряд мероприятий:
•завершается разработка «Программы модернизации сети телерадиовещания на территории Российской Федерации»;
•разрабатывается «Концепция развития рынка услуг связи в области телерадиовещания в Российской Федерации на период до 2010 года и на перспективу до 2015 года»;
•в соответствии с межведомственным решением «О поэтапном проведении работ по модернизации спутниковых распределительных сетей телерадиовещания «Экран», «Москва», «Орбита», «Москва-Глобальная» на основе цифровых технологий» в течение 2002-2005 годов запланирована модернизация спутниковых распределительных сетей для распространения федеральных телерадиопрограмм с использованием цифрового стандарта MPEG-2/DVB-S;
•в соответствии с Техническим решением «По формированию системы доставки цифровых транспортных потоков телекомпаний «1-й канал» и ВГТРК на сеть распространения телепрограмм» ФГУП «Космическая связь» в ноябре 2002 года введен в эксплуатацию технический центр формирования и подачи на космический сегмент пакета цифровых радиотелевизионных программ;
•в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2000 № 413 проводятся работы по сближению распределения и условий использования радиочастотного спектра с установленными Регламентом радиосвязи МСЭ распределением и условиями использо-вания радиочастот для Района 1;
•разработана «Программа развития проводного вещания в субъектах Российской Федерации на период до 2010 года»;
•завершается НИОКР «Разработка опытных образцов цифровых ЗС, работающих в составе Федеральной распределительной сети телевизионного и радиовещания (цифровой)» шифр «ФСТРВ-Ц-ЗС».
В 2003 году запланировано проведение экспериментальных исследований по применению новых технологий на сетях наземного, спутникового и кабельного телевизионного и звукового вещания. В интересах развертывания серийного производства отечественного цифрового телерадиовещательного оборудования и обеспечения практического вещания в цифровом формате, Минсвязи России совместно с МПТР России и РАСУ организована разработка государственных стандартов для цифрового вещания. По заказу РАСУ в 2002 году был выполнен «Эскизный проект номенклатурного ряда наземных спутниковых приемных станций, предназначенных для федеральных распределительных сетей радиотелевизионного вещания».
Завершается работа над проектом постановления Правительства Российской Федерации «О мерах по обеспечению внедрения систем распространения цифрового телевизионного и звукового вещания в Российской Федерации».
Государственная комиссия по электросвязи РЕШИЛА:
1. Принять к сведению информацию, содержащуюся в докладах и высту-плениях участников заседания.
2. Отметить крайне сложное по техническому состоянию положение наземных распределительных сетей телевизионного и звукового вещания на территории Российской Федерации, являющихся важной компонентой телекоммуникационной инфраструктуры Российской Федерации, и необходимость разработки и принятия незамедлительных мер по обеспечению их устойчивого функционирования и эффективного развития.
В этих целях поручить членам ГКЭС Ильичеву В.В. (РАСУ), Таубе Л.М. (ФГУП «ВГТРК»), Скляру Г.И. (ФГУП «РТРС») совместно с заинтересован-ными компаниями во II квартале с.г. проработать предложение ФГУП «ВГТРК» о возможности замены устаревших телевизионных и радиовещательных передатчиков за счет поставок оборудования заводамипоставщиками в кредит с дальнейшим погашением стоимости оборудования из доходов, получаемых от телерадиокомпаний за услуги по распространению их программ.
3. Рекомендовать заместителю Председателя ГКЭС Антонюку Б.Д, членам ГКЭС Корявову Д.П. (МПТР России) , Скляру Г.И. (ФГУП «РТРС») совместно с Национальной ассоциацией телерадиовещателей (Сагалаев Э.М.) организовать разработку проекта Концепции развития сетей распространения радиовещательных и телевизионных программ в Российской Федерации на пе-риод до 2010 года. Указанный документ рассмотреть на заседании ГКЭС в декабре с.г.
4. Рекомендовать заместителю Председателя ГКЭС Антонюку Б.Д, и члену ГКЭС Корявову Д.П. (МПТР России) во II квартале с.г.:
•организовать подготовку и внесение установленным порядком в Правительство Российской Федерации проекта постановления «О мерах по обеспечению внедрения систем распространения цифрового телевизионного и звукового вещания в Российской Федерации»;
•подготовить обращение в Правительство Российской Федерации о включении в ФАИП Программу модернизации сети телерадиовещания на территории Российской Федерации и выделении в 2004-2010 гг. инвестиций в объеме государственных нужд;
•рассмотреть вопрос о создании межведомственной рабочей группы (объединив существующие комиссии и группы) по выработке первоочередных мероприятий, направленных на обеспечение перевода распределительных сетей телерадиовещания на цифровые технологии, включая подготовку предложений по:
•стимулированию перевода негосударственных распределительных сетей вещания на цифровые технологии;
•лицензированию деятельности операторов, предоставляющих услуги цифрового телевизионного и звукового вещания;
•определению возможности и условий использования радиочас-тот для целей цифрового телевизионного и звукового вещания;
•возможности инвестирования работ по развитию сетей телерадиовещания за счет высвобождения и использования на кон-курсной основе, частот при переходе на цифровые технологии;
•финансированию комплекса работ направленных на модернизацию наземной сети телерадиовещания;
•производству отечественных телевизионных передающих и приемных устройств.
5. Просить заместителя Председателя ГКЭС Антонюка Б.Д., членов ГКЭС Корявова Д.П. (МПТР России) и Скляра Г.И. (ФГУП «РТРС») рассмотреть возможности привлечения кредитных ресурсов для оборудования наземной сети многопрограммными приемными станциями спутниковой связи.
6. Рекомендовать:
•операторам связи и проектным организациям, проводящим разработку сетей телевизионного и звукового вещания в Российской Федерации, осуществлять проектирование данных сетей с учетом требований заинтересованных вещательных организаций и пользователей услуг. При этом особое внимание обратить на:
•взаимоувязку создаваемых сетей с уже существующими;
•доставку до потребителя сигнала высокого качества;
•увеличение количества программ вещания и их интерактивность;
•возможность последующей модернизации и расширения сетей;
•безопасность и защищенность сетей в соответствии с действующими нормативными документами;
•возможность предоставления дополнительной информации.
•МПТР России, Минсвязи России оказывать дальнейшее содействие развитию мультимедийных и кабельных сетей телерадиовещания в Российской Федерации.
7. Поручить члену ГКЭС Рудакову В.В. (УГКЭС) подготовить рассмот-рение на заседании ГКЭС в августе с.г. вопроса о ходе выполнения межведомственного решения «О поэтапном проведении работ по модернизации спутниковых распределительных сетей телерадиовещания «Экран», «Москва», «Орбита», «Москва-Глобальная» на основе цифровых технологий».
Председатель Государственной комиссии по электросвязи Л.Д. Рейман
О сокращении охвата проводным радио населения страны и мерах, предпринимаемых федеральными органами исполнительной власти по недопущению ликвидации проводной системы связи (радио) (16 сентября 2005 г.)
ПРОТОКОЛЬНОЕ ПОРУЧЕНИЕ Поручить Комитету Государственной Думы по энергетике, транспорту и связи и Комитету Государственной Думы по безопасности запросить информацию в Правительстве РФ о сокращении охвата проводным радио населения страны и мерах, предпринимаемых федеральными органами исполнительной власти по недопущению ликвидации проводной системы связи (радио), бесперебойная работа которой особенно актуальна в условиях возникновения непредвиденных и чрезвычайных ситуаций, оперативного и качественного доступа граждан, проживающих в удаленных от центра, труднодоступных для радиоволн территориях, а также в сельской местности. Полученную информацию предоставить депутатам Государственной Думы.
А.Г. Чернышов
ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА КОМИТЕТ ПО ЭНЕРГЕТИКЕ, ТРАНСПОРТУ И СВЯЗИ
Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Б.В.Грызлову Уважаемый Борис Вячеславович!
Исполняя протокольное поручение Государственной Думы, по предложению депутата Государственной Думы А.Г.Чернышова (выписка из протокола № 187 заседания Государственной Думы 16 сентября 2005 года), запросить в Правительстве Российской Федерации информацию о сокращении охвата проводным радиовещанием населения страны и мерах, принимаемых федеральными органами исполнительной власти по недопущению его ликвидации, и довести ее до сведения депутатов Государственной Думы, Комитет обратился с соответствующим запросом в Правительство Российской Федерации. В соответствии с Письмом Аппарата Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2005 года № П9-22481 подготовка ответа была поручена Мининформсвязи России. Прошу распространить среди депутатов Государственной Думы ответ заместителя Министра информационных технологий и связи Российской Федерации Б.Д.Антонюка. Приложение на 2 л. С уважением, Председатель Комитета В.А. Язев
МИНИСТЕРСТВО ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И СВЯЗИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ На № 3.25 -15/306 от 21.09.2005
Председателю Комитета по энергетике, транспорту и связи Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.А.Язеву Уважаемый Валерий Афанасьевич!
Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации рассмотрело Ваше обращение в адрес Правительства Российской Федерации по вопросу сокращения охвата населения проводным радиовещанием и сообщает следующее. До перехода на рыночные условия хозяйствования развитие и содержание материально-технической базы проводного радиовещания осуществлялось за счет средств государственного бюджета Российской Федерации. Учитывая, что в сельской местности проводное радиовещание являлось убыточным, его развитие, кроме госбюджета, обеспечивалось также дотациями Министерства сельского хозяйства и местными органами власти. В условиях перехода к рыночным отношениям проводное вещание лишилось государственного финансирования, что привело к постепенному разрушению существующих сооружений проводного радиовещания из-за отсутствия средств на их содержание. Коллегия Госкомсвязи России в 1999 году наметила ряд мер по стабилизации положения дел в этой старейшей подотрасли электросвязи. В частности, всем ОАО «Электросвязь» было поручено, исходя из местных условий, разработать критерии по каждому субъекту Российской Федерации, определяющие сохранность, либо закрытие нерентабельных сетей проводного радиовещания в сельских населенных пунктах, имея в виду их поэтапный перевод на альтернативные сети эфирного радиовещания с использованием УКВ ЧМ станций и приемников с фиксированной настройкой. При этом программы поэтапного перевода сельского проводного радиовещания на такие сети должны быть согласованы с местными органами власти. Данное направление обеспечения населения проводным вещанием отражено в «Концепции развития проводного вещания на период до 2010 года», утвержденной постановлением коллегии Минсвязи России от 28.03.2000 № 5-2, а также в разработанной соответствующей Программе для субъектов Российской Федерации. В ряде регионов, где начат и проводится перевод проводного вещания на альтернативные сети эфирного радиовещания, администрации выделяют дотации из местных бюджетов на приобретение приемников для наименее обеспеченных групп населения. По состоянию на 01.01.2005 г. количество радиоточек, переведенных на прием программ от эфирных передатчиков, взамен проводных линий, составило 3376,9 тыс. шт. Тарифы за пользование радиоточкой в городах по территории Российской Федерации колеблются от 7 до 30-45 рублей в месяц, в зависимости от местных условий. Однако и при таких относительно низких тарифах за услугу население по собственной инициативе отказывается от нее. Это также связано с интенсивным развитием в стране повсеместно многопрограммного телевидения и эфирного радиовещания в УКВ диапазоне. Услуга проводного вещания остается востребованной только для определенной возрастной категории населения, что сказывается прежде всего на сокращении количества радиоточек, которое на 1 января 2005 года составило 17,36 млн. шт. Использование сетей проводного вещания для целей оповещения населения о чрезвычайных ситуациях по всей территории Российской Федерации неоднократно предлагалось МЧС России. Однако, кроме Москвы и Санкт-Петербурга должного интереса не проявлено.
Б.Д. Антонюк
Министру РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий С.К. ШОЙГУ Уважаемый Сергей Кужугетович!
В связи с подготовленным мною протокольным поручением, касающемся сокращения охвата проводным радиовещанием населения страны и поступившим в мой адрес ответом из Министерства информационных технологий и связи РФ, прошу Вас проинформировать меня о позиции Вашего ведомства по вопросу использования сетей проводного вещания для целей оповещения населения при возможных чрезвычайных ситуациях на территории Российской Федерации и возможных мерах по его сохранению. Приложение: на 4-х листах.
С уважением, Депутат Государственной Думы ФС РФ, заместитель председателя Комитета ГД по образованию и науке А.Г. Чернышов
МИНИСТР РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
12.12.2005 г. № 40-243-5
Депутату Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации А.Г. Чернышеву Уважаемый Алексей Геннадьевич! МЧС России рассмотрено Ваше обращение от 7 ноября 2005 года № АГЧ-775 по вопросу использования сетей проводного вещания в целях оповещения населения. Указанные сети, наряду с сетями телевизионного и радиовещания, используются в составе региональных и местных (в границах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований соответственно) систем оповещения населения. Необходимо отметить, что в 90-х годах при переходе на рыночные отношения из-за сокращения нерентабельных сетей проводного вещания (особенно в сельской местности) и отказа населения от радиотрансляционных точек их общее количество уменьшилось более чем на 42 %, а в сельской местности более чем на 65 %. С целью изменения данной ситуации во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 27 февраля 1996 года № Пр-282 в соответствии с приказом Минсвязи России от 22 мая 1996 года № 55 АО «Связьинвест» должно было обеспечить проведение мероприятий по поэтапному переводу радиовещания в сельских населенных пунктах с проводного на эфирное. Однако темпы этих работ остаются низкими, так по состоянию на 1 января 2005 года количество радиотрансляционных точек, переведенных на прием программ эфирного вещания, составляет около 3,4 млн. шт. В связи с этим в целях обеспечения оповещения населения во исполнение решения Межведомственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций от 30 июня 2000 года и Программы реконструкции систем оповещения гражданской обороны на территории Российской Федерации до 2010 года, утвержденной приказом МЧС России от 10 октября 2000 года № 508, МЧС России приняты меры: - разработаны и направлены в субъекты Российской Федерации типовые проектные решения и методические рекомендации по реконструкции региональных и местных систем оповещения населения; - организованы и проводятся государственные испытания комплекса технических средств оповещения населения по радиоканалам, который обеспечивает управление оконечными средствами оповещения населения (механические и электронные сирены, радиотрансляционные усилители проводного вещания) по УКВ радиоканалу.
С уважением, С.К. Шойгу
Почему убирают проводное радио? Возможно ли оставить проводное и эфирное радиовещание?1 апреля 2009 года будет закрыт радиоузел в г. Чите - последний в Забайкальском крае. В результате, в связи с завершением процесса перевода проводного радиовещания на эфирное, ОАО «Сибирьтелеком» прекращает предоставление услуги проводного радиовещания на территории Забайкальского края. В течение нескольких лет на территории края компания реализует
программу поэтапного перевода устаревших, убыточных сетей проводного вещания на альтернативное эфирное в соответствии с «
Концепцией развития проводного вещания России на период 2005-2010 года», принятой Коллегией Министерства РФ по связи и информатизации 28 марта 2000 года. Переход на эфирное радиовещание позволяет повысить качество вещания и надежность оповещения населения в чрезвычайных ситуациях, а населению и хозяйствующим субъектам отказаться от абонентской платы за услугу радиовещания.
Понимая, что проводное вещание всегда являлось социально значимой услугой, «Сибирьтелеком» много лет осуществлял серьезные вложения в ремонт и содержание технических сооружений. Однако, спрос на морально устаревающую услугу проводного радиовещания и затраты компании на содержание линий и опор, их текущий ремонт не сопоставимы. За последние годы проводное вещание постепенно становится достоянием истории. Количество радиоточек с каждым годом стремительно сокращается. Так в 1996 году в Забайкальском крае насчитывалось более 480 тысяч радиоточек, к началу 2009 года их осталось лишь 5 тысяч. Горожане в массовом порядке отказываются от проводного радио, предпочитая иметь дома многопрограммные эфирные приемники, которые имеют ряд преимуществ перед проводными.
Понимая, что переход на новую технологию - процесс непростой, а для людей старшего поколения даже болезненный, компания «Сибирьтелеком» проводит соответствующую разъяснительную работу в СМИ Забайкальского края. Кроме того, абоненты заблаговременно уведомлялись о том, что проводное радиовещание по адресу их проживания отключается, и им предлагалось заранее позаботиться о приобретении эфирного радиоприемника. Необходимо учесть, что, перейдя на эфир, пользователи навсегда избавляются от ежемесячной абонентской платы за радио, сберегая больше 700 рублей в год. Таким образом, нетрудно подсчитать, что новый радиоприёмник «окупит» себя уже за несколько месяцев службы. Например, эфирный радиоприемник «Лира РП 248-1» потребляет от сети 10 Вт. Соответственно, в месяц при 24 часовой эксплуатации, радиоприемника потребляет 7,2 КВт, что в денежном эквиваленте составляет 11 руб. 40 коп. в месяц.
http://zab.fas.gov.ru/page.php?id=117Организация местного эфирного радиовещания Госкомсвязьинформ Чувашии совместно с Минкультуры Чувашии проанализировали создавшуюся ситуацию в вопросе создания сети местного радиовещания и разработали первоначальный план совместных действий. Его целью является восстановление системы информационного обеспечения сельского населения радиопрограммами местного и республиканского вещания.
Сеть проводного вещания Чувашской Республики как система информационного обеспечения сельского населения находится в критическом состоянии. За период с 01 июля 2006 года по 01 января 2007 год количество радиоточек проводного вещания сократилось с 180,8 тыс. до 155,6 тыс. В настоящее время проводное вещание ведется только в городах Чебоксары, Новочебоксарск, Канаш, Алатырь и Шумерля.
В соответствии с
Программой развития проводного вещания на период до 2010 года для субъектов Российской Федерации, разрабатываемой с 2002 года Мининформсвязи России, рекомендовано проводить перевод проводных сетей в сельской местности на эфирный прием радиопрограмм. В соответствии с этой программой филиал ОАО «ВолгаТелеком» в Чувашской Республике осуществил переход на эфирное вещание всероссийских радиопрограмм («Радио России» и «Маяк»), но данная программа не предусматривает распространение программ районного вещания.
В целях обеспечения ускоренного создания местного вещания совместно с Минкультуры Чувашии и заинтересованными организациями выработан следующий алгоритм действий:
1. На первом этапе, до 1 июня 2007 года, используя имеющиеся радиопередающие станции ФГУП «ГТРК «Чувашия» (г. Чебоксары, п. Ибреси, г. Ядрин) в рамках проекта «Радио Чувашии: социальные программы на новой волне» начать межрайонное вещание для северо-западной, центральной и южной зон по принципу радиостанции «Между Волгой и Уралом» на основе подготовленных районными радиорганизаторами новостных сообщений.
2. На втором этапе на основе Концепции развития сельского эфирного радиовещания, которая будет разработана Минкультуры Чувашии совместно с Госкомсвязьинформ Чувашии и заинтересованными организациями до 1 мая 2007 г., будет создана сеть местных радиостанций, покрывающих всю территорию Чувашской Республики и обеспечивающих вещание районных программ.
Предварительный проект размещения передающих станций, предлагаемый Чувашским филиалом ФГУП РТРС прилагается
http://gov.cap.ru/hierarhy.asp?page=./1 ... 239/306749Вопрос: Просьба возобновить работу проводного радио в населенных пунктах не только района, но и области. Престарелое население совершенно оторвано от новостей местных и областных, особенно накануне выборов. Какие меры предпринимает Правительство Нижегородской области для решения данного вопроса?
Ответ: В Нижегородской области, как и в целом по России, сложилась объективная ситуация, при которой сети проводного вещания постепенно уступают место эфирному вещанию. Данная ситуация обусловлена экономическими причинами, развитием беспроводных технологий и Интернета.
В Нижегородской области сеть проводного вещания принадлежит коммерческому оператору связи ОАО «ВолгаТелеком», и решение о восстановлении и развитии сети находится исключительно в компетенции этого оператора. По информации, предоставленной Нижегородским филиалом ОАО «ВолгаТелеком», услуга проводного вещания является убыточной. Так, в 2006 году убытки предприятия по предоставлению услуг проводного радиовещания составили 26 276 695 рублей. В соответствии с
постановлением Правительства РФ от 24 октября 2005 года № 637 услуга проводного вещания не подлежит государственному регулированию и соответственно не может субсидироваться за счет других услуг акционерного общества.
Сокращение проводного вещания не противоречит Программе развития проводного вещания на период до 2010 года для субъектов РФ, утвержденной Министерством информационных технологий и связи России. Программой рекомендуется осуществить перевод проводных сетей в эфирное вещание как на более экономичный способ распространения.
Правительство Нижегородской области
http://www.government.nnov.ru/?id=30164...
ОАО "Гипросвязь" разработана программа развития проводного вещания на период до 2010 г. для всех субъектов Российской Федерации. В этой программе предложены карты-схемы развития эфирного вещания для сельской местности каждого субъекта и сделаны расчеты капитальных вложений. Так, для субъектов Центрального федерального округа объем вложений составляет 148,7 млн. руб. Но эти разработки сделаны для однопрограммных сетей. В 2001 г. МТУСИ и ООО "Октод" была разработана и опробована аппаратура, позволяющая передавать три монофонические программы через один передатчик в УКВ-диапазоне. Широкое внедрение маломощных УКВ-передатчиков и устройств уплотнения позволит решить вопрос трехпрограммного вещания в сельской местности взамен утерянного проводного вещания
журнал "625" 2002 #2
http://rus.625-net.ru/625/2002/02/r00.htm